?

Log in

No account? Create an account

Гальская Освободительная Армия

Previous Entry Share Next Entry
Правда о трагедии Абхазии 2
galski
3. ОБ "УЩЕМЛЕНИИ ПРАВ" АБХАЗОВ


По причинам, в общем, надеюсь, уже достаточно очевидным, широко распространено мнение об ущемлении прав, жизненных интересов абхазов, долгие годы имевшем место на их же родной земле. А как было на самом деле?

Абхазия - единственная автономная республика в бывшем СССР, Конституция которой содержала статью о государственном абхазском языке.

В 70-х годах в Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской, Чечено-Ингушской АССР, Карачаево-Черкесской автономной области дети представителей коренных национальностей были лишены возможности учиться на родном языке А у нас функционировали с начала 25 абхазских школ, в последнее же время - 73 (абхазских и смешанных), где на языке титульной нации обучалось свыше четырех тысяч ребят.

В Сухуми функционировали Абхазский государственный университет, национальное телевидение, вещавшее только на абхазском языке, абхазские государственные драматический театр и краеведческий музей, литературно-мемориальный музей имени Д.И.Гулиа, государственный ансамбль песни и танца, танцевальные ансамбли "Шаратын", "Ерцаху", государственный симфонический оркестр, абхазская государственная хоровая капелла, вокально-инструментальный женский квартет "Гунда", этнографический ансамбль песни и пляски долгожителей "Нартаа" (обладатель международного приза "Золотой павлин", завоеванного в Венгрии). Многие из перечисленных коллективов неоднократно гастролировали за рубежом, знакомя зрителей с национальной культурой абхазов.

Плодотворно работали творческие союзы - писателей, композиторов, художников, архитекторов, государственная картинная галлерея, публичная библиотека, театральное общество. Издавалась на родном языке художественная, историко-этнографическая литература, на базе собственного Дома печати выходили журналы и газеты.

Наряду с научно-исследовательским институтом языка, литературы, истории и экономики им.Д.Гулиа в автономной республике функционировали около тридцати научно-исследовательских учреждений; осуществлявшиеся во многих из них исследования имели общесоюзное и даже мировое значение. Членами-корреспондентами АН Грузии были избраны видные ученые-абхазы Георгий Дзидзария, Зураб Анчабадзе (к сожалению, ныне покойные). По инициативе и ходатайству ЦК КП Грузии народному поэту Абхазии Баграту Шинкуба было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда; тем же путем получил звание народного артиста СССР ШЛачалиа.

Широкие масштабы обрело развитие народно-хозяйственных отраслей автономной республики, особенно уникальной субтропической, а также курортов и туризма.

Из народных депутатов Верховного Совета СССР от Грузии последнего созыва - восемь были абхазы, а членами Парламента Грузии от Абхазии постоянно избиралось более сорока человек, в том числе пятнадцать абхазов. Верховный Совет автономной республики предпоследнего созыва насчитывал сто сорок депутатов. Из них абхазов - 57 (40,7%), грузин - 53 (37»9%), русских, армян, представителей других национальностей - 30 (21,4%). В городских и районных советах абхазы составляли почти треть, а среди работников аппарата Совета Министров Абхазии и обкома компартии - больше половины. Восемь из тринадцати министров и пять из восьми председателей госкомитетов также были абхазы, пять из городских и районных прокуратур возглавляли представители коренной национальности. И если удельный вес абхазов, занятых в общественном производстве, равнялся 17,8%, то среди руководителей их было вдвое больше.

Сотни представителей абхазской интеллигенции, ставших впоследствии известными писателями, поэтами, художниками, деятелями науки, культуры и искусства, театра и кино, специалистами различных отраслей народного хозяйства, обучались, овладевали профессиями в вузах г.Тбилиси. Многим присвоены почетные звания заслуженных деятелей науки, культуры, искусства Грузии.

В 1978 году ЦК КПСС, Совет Министров СССР, ЦК КП Грузии и Совет Министров Грузинской ССР приняли известное постановление "О дальнейшем развитии экономики и культуры Абхазской АССР", предусматривавшие рост сопиально-экономического потенциала Абхазии в два-два с половиной раза. Именно благодаря этим постановлениям в Абхазии началось строительство: телевидения, Дома печати морского порта, государственной библиотеки, школ и детских учреждений, объездной дороги (Гагра-Сухуми), открыт Абхазский Государственный университет, увеличился выход печатной продукции на абхазском языке и тд. и т.п.

Наконец, в порядке обмена кадрами в разное время в ЦК Компартии, правительстве, министерствах и ведомства? Грузии, успешно работали многочисленные представителе "ущемленной" абхазской национальности. В шестидесятые годах Архип Лабахуа занимал пост заместителя председателя Совета Министров Грузии, Юрий Чанба был заведующим отделом ЦК Компартии; позднее на ответственной работе в аппарате ЦК находились Харитон Авидзба, Борис Адлейба Шота Шакая. Следующее поколение: Энвер Капба - заведующий отделом ЦК Компартии, Зураб Лабахуа - заместител! председателя Совета Министров, Пач Барциц -второй секретарь ЦК Комсомола республики; Георгий Колбая - заместитель председателя Верховного суда Грузии, Валерий Хинтба - заведующий отделом ЦК Компартии, автор этих строк - заместитель заведующего ЦК, затем более шести лет - ректор Института управления народным хозяйством при правительстве Грузии, Бенур Шинкуба - зав.сектором Центрального Комитета КП, инспекторы ЦК - Давид и Валерий Пилиа, Лев Лакербая; Игорь Чочуа - министр здравоохранения Грузии, Константин Салия - министр бытового' обслуживания (ныне руководитель департамента туризма Грузии), Владимир Хишба - первый заместитель министра лесного хозяйства, Александр Анкваб - заместитель министра внутренних дел, Аполлон Квициния - заместитель министра юстиции, Эдуард Тамбия и Валерий Киут в разное время - заместители постоянного представителя Грузии в Москве; партийную и комсомольскую школы Грузии прошли Сергей Багапш, Сайд Таркил, Лева и Эдуард Шамба, многие Другие. Стоит напомнить, что и сам Владислав Ардзинба, после двадцатилетнего пребывания в Москве, защитил докторскую диссертацию в городе Тбилиси, как и С.Шамба -кандидатскую.

Таков неполный перечень фактов "притеснения" грузинами абхазов в Абхазии и за ее пределами. Позволю себе задать вопрос: какая из бывших автономий и нынешних республик Российской Федераций может похвастать подобным уровнем национального развития?!

4. О ПРАВЕ НАЦИИ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.


Что касается права нации на самоопределение, то здесь надо бы напомнить сепаратистам, что в документы ООН включен принцип равноправия и самоопределения народов. Он гласит: самоопределение признается не за нацией - за народом и принадлежит всему населению (народу) самоопределяющейся территории, а не только коренной или наиболее многочисленной нации.

Право народа на определение своей судьбы не сводится к отделению. Право на самоопределение реализуется прежде всего в границах государства, в состав которого входит народ, и в таких политических формах, как национально-культурная автономия, федерация и др. Следовательно, нельзя самопределение сводить к отделению. Право на самоопределение признается не только за коренными народами, но за всеми гражданами, населяющими его историческую территорию.

В историческом плане коренному народу предоставляются известные преимущества, которые позволяют сохранить присущий ему образ жизни, собственные язык, культуру, обычаи - все то, благодаря чему он осознает свое отличие от других народов.

В то же время необходимы условия, определяющие, обладает тот или иной народ (национально-этническая группа) всеми необходимыми факторами успешного социального развития, независимо от экстренной помощи международного сообщества, в состоянии ли их потенциальные (или нынешние) лидеры обеспечить достаточный уровень политической культуры, необходимой для поддержания внутренней стабилизации и развития с целью создания правового, демократического государства, не повлечет ли за собой возникновение нового независимого государства обострения проблем территориального или имущественного характера с соседними странами и т.д.

Понятие "народ" подразумевает не группу людей "одной национальности", а объединение индивидумов, готовых взять на себя все международные права и вытекающие из них обязанности. Только при этих условиях можно будет говорить о признании международным сообществом нового государства.

На состоявшемся в 1994 г. VII-м Международном конгрессе в Гааге по проблемам геноцида была выработана резолюция, в которой четко сказано: "Сепаратизм преследует цель этнической чистки и геноцида". И те, кто идет подобным путем "самоопределения", должны быть осуждены мировым сообществом и не признаны ими".

Совершающиеся в мире события последних лет, как отметил бывший Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали, со всей очевидностью показали, что "если каждая этническая, религиозная или языковая группа будет притязать на государственность, то не будет предела дроблению, а всеобщий мир, безопасность, экономическое благополучие станут еще более трудно достижимой целью."

5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА СПАСЕНИЯ АБХАЗИИ


С началом войны в Абхазии ее население более трех месяцев находилось в условиях отсутствия реально ощутимой исполнительной власти, практически было предоставлено самому себе. Это, понятно, сказывалось отрицательно на всех, особенно на малочисленной абхазской нации. С одной стороны, ее бросило "родное" руководство, спешно оставившее Сухуми, - руководство, которое и ранее было отчуждено от собственного народа. С другой - в первые дни вхождения грузинской гвардии в Сухуми (и об этом отдельный разговор ниже) многие абхазские семьи были унижены, избиты, ограблены мародерами. Множество людей, оставшихся в Сухуми, и районах, оказалось в бедственном состоянии, пережило тяжелый стресс. Тем не менее крепкие духом, а таких нашлось немало, не покинули своих очагов. Надо было что-то делать, как-то поддержать народ, вывести людей из шока, спасти от гибели духовной и физической.

В тяжелейшие дни января 1993 г. возникла идея создания многонационального Комитета спасения Абхазии. В него вошли те представители абхазского, грузинского, русского, украинского, армянского и другого населения, которые ясно сознавали жизненную важность восстановления взаимопонимания, взаимоуважения, единства наших народов. Комитет поставил целью консолидировать население Абхазии, особенно абхазское и грузинское, для борьбы за мирное, политическое решение конфликта. Мы считали первейшим гражданским долгом поддержать людей в трагический период нашей истории, хоть в какой-то мере облегчить их боль и страдания. Если б не усилия членов Комитета, оказалось бы намного больше жертв, преступного беспредела, мародерства, разрухи, голода, холода. Мы как "скорая" появлялись там, где более всего требовались помощь и защита, зачастую рискуя жизнью перед смертельной опасностью от беспредела разнузданных марадеров. Это была наша главная работа, и, не будь мы включены в структуры Совета Министров Абхазии, вряд ли могли бы ее проводить. Ведь Комитет был создан на общественных, добровольных началах и не имел никакой материальной базы. Вместе с тем мы постоянно пребывали не только под интенсивным обстрелом, но и подвергались оголтелой травле со стороны абхазских сепаратистов и грузинских экстремистов. Публично заявляю к сведению и тех, и других: Комитет работал в Совмине своей Абхазии, служил своему населению, а не "грузинской хунте", как пытаются представить дело гудаутские сепаратисты. Надеюсь, настанет день, когда об этом скажут те, кто в тяжелую минуту непосредственно ощутил заботу и внимание членов Комитета.

По многократным тревожным звонкам жителей, нам приходилось в срочном порядке с выездом на места вести борьбу в буквальном смысле, с вооруженными в военной форме лицами, которые средь бела дня взламывали двери квартир и врывались в них с целью грабежа, избивая и выгоняя жильцов.

Чтобы не быть голословньТм приведу, как пример, фамилии буквально нескольких семей из сотен подвергшихся налетам молодчиков и благодаря нашему вмешательству эти акции были предотвращены. Это: Т.Аршба, А.Кварчелия, А.Кванталиани, Г.Гвинджилия, М-Галустова, Н.Папба, Л. Касландзия, А. Тария и многие другие.

Я уже не говорю о тех сотнях семей, которым мы оказывали гуманитарную помощь в виде продуктов питания, топлива, врачебной помощи и т.д. и т.п. Надеюсь, многие живы, здоровы и хорошо помнят кто, как и чем оказывал им помощь в тяжелом 1993 году.

Кстати, не могу здесь не упомянуть и о судьбе известного абхазского писателя Джумы Ахуба.

Я и один из сотрудников Совета Министров Абхазии находились в штабе у Джабы Иоселиани (один из тогдашних руководителей Госсовета Грузии) с протестом по поводу задержания по непонятным нам причинам одного из сотрудников министерства культуры Абхазии. Пока мы обосновывали свои требования в дверь вошел человек в военной форме и обратившись к Д.Иоселиани, сказал: "Батоно Джаба, а что нам делать с тем арестованным, которого мы взяли у огневой точки с поличным?" и добавил: "Может быть расстрелять?" Джаба спросил. "А кто он такой?" Ему ответили, что фамилия его Ахуба и говорят, что он писатель. Я тут же вмешался и сказал: "Батоно Джаба, видимо этот человек есть Джума Ахуба - известный абхазский писатель, который учился в Тбилиси, прекрасно знает грузинский, перевел на абхазский язык многие произведения известных грузинских писателей, поэтов, прозаиков, истинный певец дружбы и братства наших народов. Видимо случилось недоразумение, просьба наша - отпустить его". Тут же Джаба обратился к военному: "Ты слышал, что сказал господи? Маршания?", тот кивнул головой и сказал' "Ки батоно (да господин)" "Отпустите его, видимо бес попутал," – добавил Джаба.

Надеюсь Джума жив, здоров, "строит Абхазское государство" и, не подозревая моего участия в своей судьбе, готовит очередной пасквиль в мой адрес, как это он делал не раз. Ну что же, пусть это будет на его совести. Бог нам свидетель и судья!

Мы придерживались принципа - "Жизнь человека измеряется не календарным числом лет. Человек выражается во всем, что он делает". Здесь же, думаю, уместно отметить:

сепаратистская группировка всегда преследовала и продолжает преследовать абхазов, которые не разделяли, однозначно осуждали антигрузинские выпады. Именно за эти "грехи" нас шельмуют "предателями и врагами" абхазского народа. Что ж, пусть народ решит, кто ему друг и кто враг, у кого руки в крови от самогеноцида нации и геноцида грузинского народа, кому отвечать за разрушение и уничтожение городов и сел!

Любовь к родине и народу подчас понимается по-разному. Лично я разделяю мнение В.А.Сухомлинского: "Патриотизм чувство самое стыдливое и деликатное... Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше - молча трудись во имя ее блага и могущества". Хотелось бы, чтобы каждый, считающий себя истинным патриотом, в конце концов оценил себя в зеркале этих мудрых, честных слов.

Трагедия Абхазии расколола абхазов на три группы.

Первые - те, кто с самого начала был против авантюры Ардзинба и его приспешников, хорошо понимая к чему она приведет, мужественно, открыто боролся и сегодня борется с этим злом. На них навешены, как я уже говорил, ярлыки "предателей и врагов народа".

Вторые, также осуждая сепаратизм, не поддержали его, но активно против не выступали - остались нейтральны, предпочли удобную, казалось безопасную, выжидательную позицию. Но и к ним отношение псевдопатриотов - негативное, по принципу "кто не с нами, тот против нас". Эта вторая категория представляет большинство и рассеяна по разным регионам России. Многие из них уже поняли, какое "абхазское государство" они получили; именно в их среде возникло движение "За мирную Абхазию", в своих двух заявлениях жестко осудившее конфликт и призвавшее обе стороны к согласию и миру.

Нами было обнародовано совместное "Воззвание к народам Абхазии", направленное на объединение усилий для их примирения, скорейшего возвращения беженцев к родным очагам.

И, наконец, третья категория абхазов. Это, к сожалению те, что вернулись с оружием в руках и, ведомые низкими корыстными интересами, принялись уничтожать, грабить своих недавних соседей, друзей, даже родственников. Их не назовешь иначе, чем выродками. К счастью, таких нашлось немного.

Важно, на мой взгляд, учитывать и следующий фактор: в создавшейся ситуации особое место принадлежит смешанным абхазо-грузинским семьям, людям, находящимся в кровно-родственных отношениях. Как я уже отмечал, их в Абхазии почти половина. Именно им предстоит сыграть решающую роль в миротворческом процессе, возродить добрые отношения между нашими народами. Именно они, в первую очередь, обязаны сказать свое веское слово в пользу мира и согласия.

Нельзя недооценивать и огромное значение для стабилизации обстановки усилий армянского (14,6%), русского (14,2%), греческого (около 3%), эстонского и другого населения, в целом составляющего более трети числа всех жителей Абхазии. Для каждого, кто здесь родился, Абхазия такая же отчизна, как для абхазов и грузин. Однако, к глубокому сожалению, если не считать единиц, мы не ощущаем их активности и тревоги, не слышим требовательных голосов в защиту мира на нашей земле. Не чувствуется солидарности и со стороны их собратьев по национальности, проживающих на остальной территории Грузии, за ее пределами. Между тем потенциал этот немал, он должен быть мобилизован на борьбу за стабилизацию обстановки, возвращение всех беженцев, возрождение нормальной жизни на земле общей Родины.

Не могу не отметить мужества и прозорливости, проявленных в свое время председателем Президиума Верховного Совета Аджарии господином Асланом Абашидзе. Наблюдая неустойчивость политической обстановки в Грузии, безнаказанный разгул бандитских формирований (известны их "подвиги" в Мингрелии, Кахетии, Тбилиси), он призвал все население автономии - не только собственно аджарцев! - сплотиться, подняться как один на защиту региона, спасти его от нападения и разграбления. Призыв сделал свое - мобилизовал людей, стабилизировал ситуацию. Именно такой шаг, соверши его в нужный момент Ардзинба, поддержало бы все население Абхазии, и в первую очередь те, на кого он навесил ярлыки "врагов" и "предателей". Увы, реальному, мирному, разумному пути В. Ардзинба предпочел дорогу, ведущую в никуда.

  • 1
Интересный материал. Хотя и местами односторонний, что объяснимо!

Вы сами выходец из Гали?

Да, недалеко от Гали. Автор сам Абхаз.

Какое сейчас положение с грузинскими школами в Гали. Они функционируют?

Какая часть предетом на грузинском языке?

Есть ли предметы на русском языке (кроме руского языка и литературы)?

Есть ли предметы на абхазском языке?

Их финансирование осуществляется Грузией или Абхазией?

Ia v skoly yze ne xozy no kak govoriat Gryzinskie knigi bivalo szigali. Abxazkogo iazika nety pomoemy tam v skolax. Finansov toze nety, galski raion eto reservacia seicas. Tam ochen tiazolaia situacia v smisle kriminala. Liudi zivyt za scet selskogo xoziaistva i torgovli v osnovnom s gryziei. No okypanti tyt toze meshaiyt.

V obshem po sravneniy s nami vi v raiy :)

В климатическом смысле какраз у вас рай. А у нас скорее Сибирь...
:-)

> Gryzinskie knigi bivalo szigali

Это варварство однозначно!

> Ia v skoly yze ne xozy

Это понятно. Но так как Вы написали такой большой материал об Абхазии, Вы кажетесь осведемленным в этой проблематике.

Мне интересно какую степень свободы имеют грузинские школы в Гали. Например, уроки математики и истории на грузинском?








Material ne ia napisal. k sozaleniy avtor ne bil ykazan tam gde ia eto vzial.

Tocno ne mogy ytverzdat, no pomoemy blagodaria staraniy ycitelei v osnovnom detei ycat na gryzinskom.

> blagodaria staraniy ycitelei v osnovnom detei ycat na gryzinskom.

У меня примерно такая информация. Хотя я слышал, что преподавание груинской ИСТОРИИ не разрешают.

Мне просо хочется узнать побольше... Кто финансирует грузинские шклы в Гали? Какое количество предметов на грузинском? Заставляют ли проходит какие-либо предметы на абхазском? Разрешают ли учителям-грузинам проходить переподготовку в Тбилси, ит.д.?

Вчера мне Шимерли так скаал, что преподавание на грузинском в Абзахии запрещено вовсе... Не знаю чему и верить...

To sto 'offcialno' zapresheno eto iasno. No neoficialno kak tam ycitelia ycat eto nikto ne znaet.

Finansiryet kto? gryzini i ryskie (abxazki biydjet eto toze ryskoe finansirovanie). Ycitelia perexodiat cerez ingyri no vse delaetsia tixo stob lishni raz tam nikto ne yznal. Karatelnie operaci eto castoe iavlenia v gali.

No nado otmetit sto inogda gryzinskie smi perebarshivaiyt, no inagda net.

> To sto 'offcialno' zapresheno eto iasno. No neoficialno kak tam ycitelia ycat eto nikto ne znaet.

Т.е. грузнские школы там функционируют подпольно?

> Finansiryet kto? gryzini i ryskie (abxazki biydjet eto toze ryskoe finansirovanie).

Согласен, что абхазский бюджет - де факто российский. Но если эти школы фактически подпольные, то как Россиия финансирует подполье?

> No nado otmetit sto inogda gryzinskie smi perebarshivaiyt, no inagda net.

Ну, СМИ везде такие...
:-)

Согласен, что абхазский бюджет - де факто российский. Но если эти школы фактически подпольные, то как Россиия финансирует подполье?

Rossia daet dengi abxazii, abxazi potom galskomy raiony otdaiyt pocti nichego. Galski raion eto kak rezervacia, daze po sravneniy s ostalnoi abxaziei y nas polnaia razryxa. A yciteliam nashe pravitestvo platit toze kak ia znaiy.

Т.е. грузнские школы там функционируют подпольно?

Net podpolno tam marionetocnoe abxazkoe pravitelsto fynkcianiryet :)) Mi staraemsia nash gosydarstveni iazik ycit. Gryzinski nam ne rodnoi, no gryzisnki gosydartsveni iazik i znat ego nado. Molodez iz galskogo raiona posle skoli sdaet exameni v universitetax gryzi. Gdeto cital sto v etom gody 300 abityrientov iz galskogo raiona sdavali edini gos examen.

Ну, слово "подпольный" я может неудачно использовал, но... Вы же сами сказали, что грузинские учителя учат как-бы скрытно.

Мне просто хочется понять как действует грузинская школа в типичной деревне в Гальском районе! Ученики собираются в здании школы, или им скрытно преподают, в частных домах, чтобы милиция не видела? И эти учителя получают зарплату от Грузии?

***

Кстати, в каком смысле "Gryzinski nam ne rodnoi"?

скрытно pravilnoe slovo

Мне просто хочется понять как действует грузинская школа в типичной деревне в Гальском районе! Ученики собираются в здании школы, или им скрытно преподают, в частных домах, чтобы милиция не видела? И эти учителя получают зарплату от Грузии?

Deti idyt v skoly, no kak fynkcioniryet skola eto abxazi ne silno kontraliryiyt. Xotia knigi prisilaiyt napicatanie iz rosssi, no mne kazetsia oni na polkax zanimaiyt dostoinoe mesto.

И эти учителя получают зарплату от Грузии?

Nekotorie dvoinyi zarplaty polycaiyt. Kogda perexodiat cerez ingyri beryt zarplaty v zugdidi.

Кстати, в каком смысле "Gryzinski nam ne rodnoi"?

Megrelam rodnoi iazik megelski konesho. A gryzinski obizatelni, xotia bivaet redko sto po gryzinski ne goviriat vobshe. No eto ochen redki slycai.

Уже начинаю понимать. :-)

1. Школы есть, и ученики там занимаются.
2. Для этих школ присылают из России (негрузинские) учебники. Но их на полку только ставят, а уроки проходят по грузинским.
3. Это учителья оффициально тоже числятся учителями, и некоторые получают зарплату от Абхазии (de fakto от России). Получают зарплату и от Грузии.
4. Когнда приходит время получать аттестаты, учении из Гальского района сдают экзамены и получают аттестат, например, в Тбилси.

Это верная картина ситуации?

Кстати, абхаский язык в этих школах проходят?

Это верная картина ситуации?

bolee menee vernaia kartina.

Кстати, абхаский язык в этих школах проходят?

ne mogy tocno otvetit


сколько вообще грузин осталось в Гальском районе сегодня? и каков их этнический состав ? все ли они мегрелы или есть и собственно грузины(картлели)?

Slozno skazat,abxazi govoriat 50.000 no mne kazetsia eta cifra zavishena. V principe kak i vse cifri naselenia iz abxazi. Pocti vse megreli.

понятно.

есть ли факты массовой абхазизации грузинских/мегрельских топонимов в Гальском районе?

Abxazi na ixnei karte otrezali pocti poloviny galskogo raiona i prisoedinili k ochamchirskomy raiony. Pary sel pereimenovali. Ia dymaiy oni eto sdelali stob pystoi ochamchirski raion zapolnit xot kemto( bolshinstvo v ochamchirskem raione do voini bili megreli, no tyda mi eshe ne vernylis)



//Pary sel pereimenovali//

но массовой -дегрузинизации все же не наблюдается как я понял?

а те переименованные, они пустые села или там еще живут? этнический состав какой в тех селах?

Massovi degryzinizacii net, potomysto narod cetko ponimaet svoiy etniceskyi prinadleznost. Da i y abxaz nety nikakoi vozmoznosti realno stoto sdelat. Y nas v raione shas tolko ryskie stoiat. V moem sele vobshe baza poiavilas. pary abxaz na ingyri dlia prilicia stoiat, vot i vse.

Iest nekotorie smeshanie sela, xotia abxaz y nas v raione ochen malo. Ranshe bilo mnogo smeshanix sel po vse abxazii, no posle voini mnogie sela opysteli i abxazkie i megrelskie. Seichas sami abxazi predpocetaiyt perebiratsia v coxymi ili gagry gde bolshe vozmoznosti zarabotat. Ochamchirski raion kak ia skazal pystyet, vot tam i prixodilos mnogo smeshanix dereven.


спасибо за информацию.

а вы сами *галски*, там живете или в грузии?

Nezasto. Ia tam yze 2 goda ne bil, iest na to pricini. Ia mezdy Franciei i Tbilisi, po polgoda tam i tam.

  • 1